Присвоение и подтверждение уровня квалификации работникам здравоохранения проводится в рамках сертификации специалиста в области здравоохранения по клиническим специальностям и специализациям в соответствии с требованиями, установленными отраслевой рамкой квалификаций и профессиональными стандартами в области здравоохранения.
Сертификация специалиста в области здравоохранения осуществляется территориальными департаментами Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Для присвоения или подтверждения уровня квалификации работникам здравоохранения необходимо:
- Осуществлять непрерывную трудовую деятельность по специальности/специализации на заявляемый уровень квалификации;
Примечание: подтверждающий документ - отчет о профессиональной деятельности (по форме) или отчет из электронного регистра услуг, за последние 3 года с указанием количества выполненных трудовых функций заявляемого уровня квалификации, подписанный руководителем структурного подразделения.
- Пройти и подтвердить результаты непрерывного профессионального развития (НПР) по специальности/специализации в общем объеме 210 зачетных единиц, включающие дополнительное, неформальное образование и дополнительные компетенции в пропорции согласно заявляемого уровня квалификации;
Примечание: результаты НПР подтверждаются службой управления персоналом и руководителем медицинской организации в соответствии с критериями подтверждения.
- Пройти оценку профессиональной подготовленности по специальности/специализации на заявляемый уровень квалификации с результатом выше порогового уровня
Оценка профессиональной подготовленности уровня квалификации состоит из последовательного прохождения 2-х этапов:
1) оценка знаний и кейс-тестинг (решение ситуационных задач);
2) оценка компетенций соответствующему уровню квалификации.
- Оценка знаний и кейс – тестинг – компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом результатов и подачей на апелляцию во время тестирования.
Оценка знаний: 100 тестовых вопросов множественного выбора с одним правильным вариантом ответа. Продолжительность оценки знаний 100 минут (1 час 40 минут) без перерыва. Подсчет результатов: за каждый правильный ответ на тестовый вопрос начисляется 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. Пороговый уровень оценки знаний – 60 баллов и выше правильных ответов от общего количества тестовых вопросов.
Кейс-тестинг (решение ситуационных задач): 5 ситуационных задач в одном варианте кейс-тестинга. Каждая задача состоит из последовательных заданий. Продолжительность 90 минут без перерыва. Подсчет результатов: за каждый правильный ответ на одно задание ситуационной задачи начисляются баллы согласно сложности задания, неправильный ответ – 0 баллов. Пороговый уровень кейс-тестинга устанавливается на каждую ситуационную задачу и составляет 60 % и более правильных ответов.
Примечание:
Специалист, успешно преодолевший пороговый уровень оценки знаний, автоматически в день экзамена, допускается к прохождению кейс-тестинга.
Специалист, НЕ преодолевший пороговый уровень оценки знаний, к прохождению кейс-тестинга не допускается.
Допуск к повторному прохождению оценки знаний для специалистов с результатом менее порогового уровня, осуществляется после повторной подачи заявки не ранее 3 (трех) рабочих дней со дня предыдущей оценки.
Специалист, не преодолевший пороговый уровень решения ситуационных задач (кей-тестинг), допускается к повторному прохождению не ранее 3 (трех) рабочих дней со дня предыдущего кейс-тестинга.
- Оценка компетенций соответствующего уровня – проводится экспертной комиссией НЦНЭ, состоящей из представителей профильных ассоциаций, работодателей и квалифицированных специалистов по соответствующей специальности/специализации. Общее количество членов экспертной комиссии – 5.
Каждый эксперт дистанционно в информационной системе оценки НЦНЭ осуществляет экспертизу предоставленных документов НПР, отчета о выполнении трудовых функций заявляемого уровня квалификации, рекомендаций от работодателя и (или) профессиональных ассоциаций и начисляет баллы в оценочном листе кандидата.
Подсчет результатов: результаты всех экспертов по каждому критерию суммируются и выводится среднее арифметическое значение. Общий результат оценки компетенций, выводится автоматически путем суммирования баллов всех экспертов за все критерии. Пороговый уровень оценки компетенций составляет 60 % и более критериев соответствующих уровню квалификации.
Примечание: Специалист, НЕ преодолевший пороговый уровень оценки компетенций, допускается к повторному прохождению не ранее 3 (трех) рабочих дней.
Результат оценки профессиональной подготовленности при присвоении уровня квалификации "Подтверждено" (равный и выше порогового уровня) или "Не подтверждено" (ниже порогового уровня) отображается в личном кабинете специалиста.
Регистрация и подача заявки на Оценку проводится на информационной платформе НЦНЭ расположенной по адресу https://exam.ncie.kz/ в личном кабинете, который сохраняется на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста на территории Республики Казахстан.
Для регистрации путем открытия личного кабинета (учетной записи) необходимо:
- заполнить запрашиваемую информацию;
- иметь действующий электронный адрес для активации учетной записи;
- пройти первичную идентификацию личности с использованием веб-камеры на компьютере/ноутбуке или фронтальной камеры на смартфоне и удостоверения личности.
Подача заявки и документов проводится в личном кабинете в разделе «Мои заявки» путем выбора вида оценки «Уровень квалификации» и прикрепления требуемой документации (ссылка) в формате pdf, jpeg.
Перечень документов:
- Общие сведения (прикрепляются копии следующих документов):
- заявление на прохождение оценки профессиональной подготовленности;
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий изменения фамилии, имени, отчества (при наличии);
- квитанция об оплате за прохождение оценки.
- Документы об образовании по специальности:
-диплом о медицинском образовании;
- документ о признании образования
Для врачей
- документ о завершении интернатуры, резидентуры, клинической ординатуры, переподготовки (при наличии);
- свидетельство о сертификационном курсе.
Для СМР
- документ о завершении переподготовки (при наличии);
- свидетельство о сертификационном курсе.
- Документы подтверждающие мероприятия НПР за последние 5 лет (скачать форму) (прикрепляются копии следующих документов):
Подтверждение результатов НПР по форме.
Дополнительное образование: свидетельство о повышении квалификации.
Неформальное образование: отчет о прохождении стажировки по профилю специальности, свидетельства о прохождении в очных обучениях семинарах, тренингах, мастер-классах, в вебинарах, онлайн курсах, иных обучающих мероприятиях, проводимых с использованием технологий дистанционного обучения.
Дополнительные компетенции: документы, подтверждающие участие в работе съезда, конгресса, конференции, электронные копии публикаций, патентов, свидетельств об интеллектуальной собственности, акта внедрения, приказа о наставничестве, работы в рабочей группе, эксперта, членство в профассоциации, результат самооценки и др.).
Примечание:
Документы, подтверждающие прохождение НПР, должны соответствовать заявленной специальности.
Повышение квалификации и неформальное образование, полученное зарубежом признаются, если обучающая организация входит в три международных академических рейтинга и в число первых 250 (двухсот пятидесяти) позиций двух и более из них (мировой рейтинг лучших университетов мира Квакарелли Саймондс (QS World University Rankings, КьюЭс Ворлд Юниверсити Ранкинг), академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, Академик Ранкинг оф Ворлд Юниверситиес), рейтинг лучших университетов мира по версии издания Таймс (Times Higher Education World University Rankings, Таймс Хайер Едукейшн Ворлд Юниверсити Ранкинг).
- Отчет о профессиональной деятельности (скачать форму) по форме или отчет из электронного регистра услуг, за последние 3 года с указанием количества выполненных трудовых функций заявляемого уровня квалификации, подписанный руководителем структурного подразделения;
- Рекомендательные письма от работодателя и (или) профильной ассоциации,
После завершения процедуры подачи заявки, специалисту в течение 2 рабочих дней на электронную почту направляется уведомление о прохождении оценки профессиональной подготовленности с указанием адреса, даты и времени.
Примечание:
Ознакомиться с инструкцией и видеороликами по регистрации и подачи заявки на оценку можно здесь.
Спецификация оценки профессиональной подготовленности отображает детальное описание построения этапов оценки знаний и навыков, включающее цель, формат экзамена, содержание разделов специальности, количество экзаменационного материала. Спецификация оценки служит руководством для специалистов, готовящихся к экзамену, определяет содержание экзаменационного материала и облегчает их классификацию для обратной связи при предоставлении анализа результативности для оценки сильных и слабых сторон специалиста.
Специалист со средним медицинским образованием
Работник с послесредним медицинским образованием
Специалист с высшим медицинским образованием
- Акушерство-гинекология (I)
- Акушерство-гинекология
- Аллергология-иммунология
- Ангиохирургия
- Анестезиология-реанимация
- Гастроэнтерология
- Гематология (взрослая)
- Дерматовенерология
- Детская хирургия
- Инфекционные болезни (взрослые)
- Инфекционные болезни (взрослые, детские)
- Инфекционные болезни (детские)
- Кардиология
- Кардиология (УЗИ, функциональная диагностика по профилю основной специальности, интервенционная кардиология, интервенционная аритмология)(взрослая)
Кардиология (функциональная диагностика по профилю основной специальности, интервенционная кардиология,)(взрослая)
Кардиология (интервенционная кардиология,)(взрослая)
Кардиология (интервенционная кардиология,)(детская) - Кардиохирургия
- Кинезиотерапия
- Клиническая лабораторная диагностика
- Клиническая фармакология
- Мед. генетика
- Медицина труда (профессиональная патология)
- Медицина чрезвычайных ситуаций и катастров
- Неврология
- Нейрохирургия
- Неонатология
- Неотложная медицина
- Нефрология
- Общая врачебная практика
- Общая хирургия (I)
- Общая хирургия
- Онкология (взрослая)
- Онкология и гематология детская
- Онкология радиационная
- Ортодонтия
- Ортопедическая стоматология
- Оториноларингология (взрослая, детская)
- Офтальмология (взрослая, детская)
- Патологическая анатомия
- Педиатрия (I)
- Педиатрия
- Пластическая хирургия
- Психиатрия (взрослая, детская)
- Пульмонология (взрослая, детская)
- Радиология
- Ревматология (взрослая, детская)
- Сестринское дело академический бакалавриат
- Семейная медицина
- Спортивная медицина
- Стоматология (взрослая, детская)
- Стоматология детского возраста
- Судебно-медицинская экспертиза
- Терапевтическая стоматология
- Терапия (I)
- Терапия
- Токсикология
- Травматология-ортопедия (взрослая, детская)
- Традиционная медицина
- Трансфузиология
- Урология и андрология (взрослая, детская)
- Физ.медицина и реабилитация (взрослая, детская)
- Фтизиатрия (взрослая, детская)
- Функциональная диагностика
- Хирургическая стоматология
- Челюстно-лицевая хирургия (взрослая, детская)
- Эндокринология (взрослая, детска)
- Эрготерапия
- Ядерная медицина
Экзаменационный материал (тестовые вопросы и ситуационные задачи (клинические кейсы), разработан согласно требованиям профессионального стандарта специальности, протоколам диагностики и лечения Республики Казахстан (здесь).
Экзаменационный материал используемый при оценки профессиональной подготовленности является интеллектуальной собственностью РОО «Национальный центр независимой экзаменации» и защищен авторскими правами Республики Казахстан.
НЦНЭ следуя высоким международным стандартам прилагает все усилия для обеспечения безопасности экзаменационного материала и наших экзаменов. В рамках этого мы не публикуем действующий экзаменационный материал и строго следуем политики соблюдения авторских прав. За нарушение авторских прав (копирование, распространение экзаменационного материала любым способом, в том числе путем фото, видео записи, а также использования сторонних приложений) наступает ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Для самоподготовки и ознакомления с форматом экзаменационного материала, а также определения своего уровня знаний и навыков можно пройти самооценку(пробный экзамен) на добровольной основе.
Примечание:
НЦНЭ имеет единственный официальный веб-сайт www.qazexam.kz и НЕ НЕСЕТ ответственность за тестовые вопросы, размещенные на других веб-сайтах, не имеющие отношения к НЦНЭ.
НЦНЭ напоминает о действиях мошенников, обещающих оказать помощь в прохождении оценки специалистов здравоохранения, которые представляясь работниками НЦНЭ, обманным путем овладевают денежными средствами претендентов на оценку, обещая оказать содействие при прохождении тестирования или оценки навыков.
Просим Вас быть бдительными и не поддаваться на провокации мошенников.
Начальные уровни квалификации
Уровень квалификации ОРК |
Уровень образования в области здравоохранения |
4.0 |
техническое и профессиональное образование |
5.0 |
послесреднее образование (прикладной бакалавриат) |
6.0 |
высшее образование (академический бакалавриат) |
7.0 (I) |
Послевузовское образование (магистратура на основе освоенной программы бакалавриата) и(или) практический опыт работы; или высшее базовое медицинское образование (интернатура) и (или) непрерывное интегрированное медицинское образование |
7.1 (R) |
послевузовское образование (резидентура) сертификационный курс (для специализации*) |
Очередные уровни квалификации
Уровень образования в области здравоохранения |
Уровень квалификации ОРК |
Квалификационная категория |
Наличие непрерывного стажа работы по заявляемой специальности и (или) специализации с даты получения предыдущего уровня квалификации |
Техническое и профессиональное образование |
4.1 |
вторая |
не менее 5 лет |
4.2 |
первая |
не менее 4 лет |
|
4.3 |
высшая |
не менее 3 лет |
|
Послесреднее образование (прикладной бакалавриат) |
5.1 |
вторая |
не менее 5 лет |
5.2 |
первая |
не менее 4 лет |
|
5.3 |
высшая |
не менее 3 лет |
|
Высшее образование (академический бакалавриат) |
6.1 |
вторая |
не менее 5 лет |
6.2 |
первая |
не менее 4 лет |
|
6.3 |
высшая |
не менее 3 лет |
|
Базовое медицинское образование (интернатура) |
7.1(I) |
вторая |
не менее 5 лет |
7.2(I) |
первая |
не менее 4 лет |
|
7.3(I) |
высшая |
не менее 3 лет |
|
Послевузовское образование (клиническая ординатура, переподготовка, резидентура) |
7.2(R) |
вторая |
не менее 5 лет |
7.3(R) |
первая |
не менее 4 лет |
|
7.4(R) |
высшая |
не менее 3 лет |
МЕРОПРИЯТИЯ НПР ПО УРОВНЯМ КВАЛИФИКАЦИИ
№ |
Наименование мероприятия непрерывного профессионального развития |
||||||
1 |
Уровни отраслевой рамки квалификаций |
4.0; 5.0; 6.0; 7.0 (I); 7.1 (R) |
4.1; 5.1; 6.1; 7.1 (I); 7.2 (R) |
4.2; 5.2; 6.2; 7.2 (I); 7.3 (R) |
4.3; 5.3; 6.3; 7.3 (I); 7.4 (R) |
||
Квалификационная категория |
Без квалификационной категории |
Вторая |
Первая |
Высшая |
|||
2 |
Общий объем мероприятий НПР (сумма ЗЕ дополнительного образования, неформального образования и дополнительных компетенций) |
не менее 210 ЗЕ за 5 лет |
не менее 210 ЗЕ за 5 лет
или
участие в Независимой экспертной комиссии при экспертизе страхового случая, не менее 3 раз за последние 3 года |
||||
3 |
Дополнительное образование: повышение квалификации |
не менее 150 ЗЕ (часов) базового уровня |
не менее 150 ЗЕ (часов) базового или среднего уровня |
не менее 120 ЗЕ (часов) среднего или высшего уровня |
не менее 60 ЗЕ (часов) высшего или специализированного уровня |
||
Неформальное образование |
не менее 50 ЗЕ |
не менее 50 ЗЕ |
не менее 50 ЗЕ |
не менее 60 ЗЕ областного, республиканского или международного уровня |
|||
Дополнительные компетенции |
не менее 10 ЗЕ |
не менее 10 ЗЕ |
не менее 40 ЗЕ областного, республиканского или международного уровня |
не менее 90 ЗЕ областного, республиканского или международного уровня |
КРИТЕРИИ ПОДСЧЕТА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ПРИ ПОДТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НПР
№ |
Наименование критерия |
Требование к критерию |
Единица измерения |
Подтверждающий документ |
||
Глава 1. Дополнительное образование |
||||||
1 |
Дополнительное образование (цикл повышения квалификации) |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; в соответствии с уровнем образовательной программы; указание количества часов или кредитов |
1 час = 1 зачетной единице |
копия свидетельства о прохождении повышения квалификации |
||
Глава 2. Неформальное образование |
||||||
2 |
Стажировка по профилю специальности |
областного, городского, республиканского значения |
1 неделя = 10 зачетных единиц |
копия отчета о выполнении индивидуального плана стажировки, информация о приобретенных в ходе стажировки знаний, умений и навыков, отзыв руководителя структурного подразделения на специалиста в области здравоохранения по итогам стажировки |
||
международного значения |
1 неделя = 30 зачетные единицы |
|||||
3 |
Участие в очных обучениях семинарах, тренингах, мастер-классах |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; указание количества часов или кредитов |
1 час = 0,5 зачетная единица |
копия свидетельства о прохождении обучения |
||
4 |
Участие в вебинарах, онлайн курсах, иных обучающих мероприятиях, проводимых с использованием технологий дистанционного обучения |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; указание количества часов или кредитов |
1 час = 0,5 зачетная единицы |
копия свидетельства о прохождении обучения |
||
Глава 3. Дополнительные компетенции |
||||||
5 |
Участие в работе съезда, конгресса, конференции |
областного, городского значения |
1 день = 5 зачетных единиц; доклад = 10 зачетных единиц |
документ участника и (или) программа конференции с указанием Ф.И.О. докладчика, темы, места проведения, организатора проведения, даты |
||
республиканского значения |
1 день = 10 зачетных единиц; доклад = 50 зачетных единиц |
|||||
международного значения |
день = 40 зачетных единиц; доклад = 100 зачетных единиц |
|||||
6 |
Публикация монографии, руководства, методических рекомендаций |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; первым автором или в моноавторстве |
1 монография = 180 зачетных единиц; руководство, методические рекомендации = 30 зачетных единиц |
электронная копия опубликованной монографии, руководства, методических рекомендаций, первый автор |
||
7 |
Публикация учебника (книги) |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; первым автором или в моноавторстве |
1 учебник (книга) = 180 зачетных единиц |
электронная копия опубликованного учебника (книги) |
||
8 |
Публикация научной статьи в изданиях, входящих в перечень рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; первым 3 авторам |
1 статья = 20 зачетных единиц |
электронная копия опубликованной статьи, первые 3 автора |
||
9 |
Публикация статьи по в республиканских и зарубежных изданиях, не входящих в перечень рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; первым 3 авторам |
1 статья = 10 зачетных единиц |
электронная копия опубликованной статьи, первые 3 автора |
||
10 |
Публикация научной статьи в изданиях, индексируемых в Scopus, WebofScience, Springer |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
1 статья, квартиль журнала Q4 = 90 зачетных единиц; 1 статья, квартиль журнала Q3 = 120 зачетных единиц; 1 статья, квартиль журнала Q2 = 150 зачетных единиц; 1 статья, квартиль журнала Q1= 180 зачетных единиц |
ссылка на опубликованную статью в базе данных Scopus, Web of Science, Springer |
||
11 |
Получение патента |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
1 патент республиканского уровня = 60 зачетных единиц; 1 патент зарубежного уровня = 180 зачетных единиц |
копия патента |
||
12 |
Получение свидетельства об интеллектуальной собственности Республики Казахстан |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
1 свидетельство = 30 зачетных единиц |
копия свидетельства об интеллектуальной собственности |
||
13 |
Наставничество, педагогическая деятельность |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
в течение года в качестве наставника или ментора для обучающихся медицинских организаций образования = 10 зачетных единиц |
копия приказа медицинской организации о назначении наставником, и (или) свидетельство о повышении квалификации по наставничеству и (или) менторству |
||
14 |
Наставничество для молодых и вновь принятых специалистов |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
в течение года в качестве наставника = 10 зачетных единиц |
копия приказа о назначении наставником |
||
15 |
Внедрение в практическую деятельность инновационной научной или практической методики диагностики лечения, профилактики заболевания |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
1 акт внедрения = 60 зачетных единиц |
акт внедрения с участием местного органа управления здравоохранением |
||
16 |
Членство в профессиональной ассоциации |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; не менее чем 1 год с активным членством на момент подтверждения |
регионального уровня = 10 зачетных единиц; республиканского уровня = 30 зачетных единиц; международного уровня = 60 зачетных единиц |
копия документа, подтверждающего членство |
||
17 |
Членство в экспертных органах |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; в течение 5 лет не менее чем 1 год с активным членством на момент подтверждения |
республиканского уровня = 90 зачетных единиц |
копия документа, подтверждающего экспертную деятельность |
||
18 |
Экспертная и (или) тренерская деятельность |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; в течение года на момент подтверждения |
1 документ = 10 зачетных единиц |
копия документа, подтверждающего экспертную и тренерскую деятельность |
||
19 |
Участие в разработке нормативно-правовых и иных регламентирующих актов |
в соответствии с профилем заявляемой специальности; республиканского уровня (клинические протоколы, клинические сестринские руководства, стандарты операционных процедур, отраслевые программы, государственные стандарты образования) |
1 документ = 30 зачетных единиц |
копия приказа о составе рабочей группы |
||
20 |
Участие в содержательной или тестологической экспертизе экзаменационного материала (тестовые вопросы и клинические сценарии) аккредитованной организации по оценке знаний и навыков обучающихся, профессиональной подготовленности выпускников и специалистов в области здравоохранения |
в соответствии с профилем заявляемой специальности |
50 тестовых вопросов = 1 зачетная единица; 10 клинических сценариев = 1 зачетная единица |
копия акта экспертизы экзаменационного материала |
||
21 |
Участие в работе независимой экспертной комиссии в целях установления и подтверждения наличия (отсутствия) факта причинения вреда жизни и здоровью пациента в результате осуществления медицинской деятельности |
в соответствии с профилем заявляемой специальности в течение 5 лет на момент подтверждения |
1 документ = 90 зачетных единиц |
выписка из протокола заседания независимой экспертной комиссии об участии эксперта и копия приказа об утверждении состава независимой экспертной комиссии |
||
22 |
Прохождение самооценки в аккредитованной организации по оценке |
положительный результат (равный или выше порогового уровня) |
1 результат самооценки = 30 зачетных единиц |
положительный результат самооценки знаний и навыков (равный или выше порогового уровня) |